Каждый год 2 апреля в мире отмечают Всемирный день аутизма, начиная с утверждения этой даты Организацией Объединенных Наций в 2007 году. В течение месяца многие общественные организации сосредоточены на том, чтобы делиться историями и предоставлять возможности для улучшения понимания и принятия людей с аутизмом.
Аутизм – это нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизм проявляется у детей независимо от их пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств. Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью – от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и нередко с проявлением деструктивности (агрессия, самоповреждение, крики).
Раннее диагностирование аутизма и надлежащее обследование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Для помощи этим детям используют индивидуальные программы психологической коррекции.
В Беларуси дети с аутизмом могут посещать интегрированные группы в детских дошкольных учреждениях и обучаться в интегрированных классах в школах. Для семей, воспитывающих детей с аутизмом, предусмотрены услуги специалистов узкого профиля в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (министерство образования), центрах/кабинетах раннего вмешательства (министерство здравоохранения).
Кроме всего, в Беларуси проводят свою деятельность родительские объединения и общественные организации, оказывающие поддержку семьям, в которых живут дети и молодые люди с аутизмом.
Информация
Согласно статистике на сегодня 1 из 80 детей имеет различные особенности из аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая существенно варьируется в разных исследованиях. Причины Расстройства аутистического спектра (РАС) до сих пор исследуются, в числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды.