Так складывается жизнь, что некоторые дети оказываются без родителей, вне родной семьи. Не всегда этих детей могут принять в свои семьи родственники и тогда дети попадают в государственные учреждения или в замещающие семьи. Интересен опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях. Мы поговорили об этом с Галиной, замечательной женщиной и мамой пятерых детей, трое из которых приемные.
- Расскажите о своей семье.
У нас крепкая любящая семья, в ноябре этого года мы с мужем отметим жемчужную свадьбу - в браке 30 лет. В нашей семье две родные взрослые дочери. Они самостоятельные, живут отдельно от нас. Сейчас с мужем воспитываем приемных детей.
- Как Вы решили создать приемную семью?
В 2008 году по радио мы слышали рассказы о детях, которые остались без попечения родителей. Специалисты из Управления образования приглашали желающих принимать детей на период летних каникул к себе в семьи. Меня и мужа это заинтересовало. Муж из многодетной семьи, проживающей в сельской местности. Школа находилась далеко, поэтому он и его брат в учебный период жили и учились в школе-интернате. У него есть опыт жизни вне семьи.
Мы посетили органы опеки и там специалисты объяснили, что можно не только принимать детей на летние каникулы, но и устраиваться на работу приемным родителем воспитателем, создавать приемную семью.
Решение с мужем приняли быстро и все необходимые документы собрали за три дня.
У нас две дочери, и мы планировали брать девочек. Но после того, как я описала желаемый возраст ребенка, мне сообщили, что под описание подходит только один мальчик. Мы с мужем подумали и согласились принять его. Так в нашей семье появился сын.
А через полгода в нашей семье появилась и приемная дочь 5 лет. На время летних каникул ее забирала итальянская семья и спустя 9 лет супруги удочерили девочку. Сейчас она живет в Италии в любящей семье.
У меня появилось желание принять в семью несколько родных между собой детей. Вскоре через знакомых узнали, что в приюте есть девочка 6 лет и ее младший брат 4 лет, которых готовили к переводу в детский дом. Тогда мы с мужем очень быстро оформили необходимые документы и, после получения разрешение от Управления образования, через несколько недель они были приняты в нашу семью.
Следует отметить, что родители некоторых наших приемных детей в свое время воспитывались в государственных учреждениях. Без должной родительской заботы им было сложно справиться с воспитанием своих детей. Очень жаль, что отношения наших приемных детей с их родными родителями прерваны.
Сейчас нашему старшему 17 лет с хвостиком, он учится в колледже. Младшим 10 и 8 лет, они довольно успешно учатся в гимназии, самостоятельно готовят домашние задания.
- С какими сложностями сталкиваетесь?
Дети сразу не принимали, понадобилось время, чтобы заслужить доверие. Они скучали по родителям, рассказывали о них очень много хорошего. Иногда их рассказы не соответствовали действительности, но мы все понимали и проявляли терпение.
Сейчас все дети называют нас с мужем «мамой» и «папой». Мы поддерживаем их в увлечениях, определяем в кружки по интересам. В свою очередь, тоже можем рассчитывать на их помощь. Старший сын кроме учебы в колледже подрабатывает в KFC, помогает с младшими детьми. Например, может отвести их в поликлинику, забрать после занятий в кружках. Дочка очень ответственная, самостоятельная, знает когда и кому нужна помощь. Младший сын по характеру лидер. Но, иногда может привлекать к себе внимание не совсем хорошими поступками. Особенно, это проявляется вне семьи, когда он находится в лагере, школе. Его стараются включать в конкурсы, соревнования, активные мероприятия. Очень помогают и с нами взаимодействуют педагоги гимназии. Огромное им спасибо за поддержку, выдержку и вовремя оказанную помощь с учебой.
В общем, можно сказать, что все дети мотивированы на семью. Мы стараемся поддерживать доверительные отношения. Муж включает детей в семейные бытовые заботы: они вместе с папой готовят, помогают ему на даче. А также очень любят петь с папой караоке.
Многие уважительно относятся к нашей с мужем жизненной позиции, к нашему выбору.
- Чего ожидаете от детей в будущем?
Самое главное – мы стараемся научить их быть ответственными. Приходится решать много вопросов по созданию условий для самостоятельной жизни. Сейчас мы прилагаем усилия, чтобы старший сын был обеспечен своим жильем. Обучаем детей финансовой грамотности.
В качестве примера служат наши старшие дочери, которые определились профессионально, живут самостоятельно и полностью себя обеспечивают. Дети воспринимают их как своих старших сестер, их не смущают разные фамилии и отчества. Между всеми детьми теплые отношения.
- Что хотите порекомендовать людям, которые задумываются о помощи детям без родителей?
Я веду активную жизнь, участвую в различных социальных мероприятиях. Часто присутствую на собраниях Управления образования, меня приглашают поделиться опытом приемного родителя. Замечаю, что люди хотят взять ребенка «для себя». Но я считаю, что важно любого ребенка научить быть самостоятельным. А эти дети в большинстве не имеют поддержки близких родственников, поэтому важно привить навыки, которые помогут им практически справляться с жизненными задачами самостоятельно.
Беседовала Наталья Шех
Для информации
В нашей стране есть 5 форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
• усыновление (удочерение)
• опека (попечительство)
• приемная семья
• детский дом семейного типа
• патронатное воспитание
Если вы задумываетесь принять в семью ребенка, подарить ему свою заботу, то для более подробной информации о порядке оформления документов на выбранную форму семейного устройства можно обратиться в Национальный центр усыновления или в своё районное Управление образования.